BIOGRAPHY

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ренуар Пьер Огюст (25.2.1841- 17.12.1919)

Французский живописец, график, скульптор.

С тринадцати лет подрабатывал в мастерской по росписи фарфора (1854), затем расписывал гербы, веера, шторы, по вечерам посещал Школу рисунка и прикладного искусства. Заработанные средства позволили Ренуару всерьез заняться живописью. С 1862 учится в Школе изящных искусств, посещает мастерскую Ш. Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Сислеем. Вместе с ними пишет пейзажи в окрестностях Парижа.

В 1864 в Салон принимают его картину «Эсмеральда, танцующая с козочкой» (впоследствии им уничтожена). Знакомится с Курбе, его влияние можно заметить в «Харчевне матушки Антони» (1866, Национальный музей, Стокгольм), «Диане охотнице» (1867, Национальная галерея, Вашингтон).

В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне: «Семья Сислея» (1868, Вальраф-Рихарц-Людвиг музеум, Кельн); «Лягушатник» (1869, коллекция Оскара Рейхарта, Винтертур); «Портрет Моне» (1872, частная коллекция, Париж); «В саду» (1875, Музей изобразительных искусств, Москва); «После обеда» (1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне); «Девушка за шитьем» (1879, Институт искусств, Чикаго); «Завтрак гребцов» (1881, галерея Филипс, Вашингтон). Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов в 1874 («Танцовщица», Национальная галерея, Вашингтон); «Ложа», Институт Курто, Лондон), затем во второй, третьей и седьмой.

Ренуар художник, влюбленный в жизнь, его восхищение красотой женщины, ее грацией, блеском глаз, перламутровым сиянием кожи, прелестью и непосредственностью детских лиц запечатлено в его картинах: «Обнаженная» (1876, Музей изобразительных искусств, Москва); «Мадам Жорж Шарпантье с детьми»(1876-78, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Этюд к портрету Жанны Самари» (1877, Музей изобразительных искусств, Москва); «Девушка с веером» (ок.1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни.

Ренуар любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые, нежно-зеленые возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира.

В 1880-х гг. Ренуар много путешествует Алжир, Испания, Италия. Под влиянием Рафаэля он меняет свою манеру: рисунок становится точнее, контуры четче, объемы более проработанными, все элементы формы тяготеют к «классичности» («энгровский» период): «Зонтики» (ок. 1880, Национальная галерея, Лондон); «Большие купальщицы» (1884-87, Музей искусства, Филадельфия). Однако вскоре Ренуар отходит от подобной «строгой», скульптурной трактовки формы, возвращаясь к более свободной живописной манере. Его колорит приобретает особую светозарность, этот период называют «перламутровым»: «Девушки за фортепиано» (1892, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Заснувшая купальщица» (1897, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур); «Габриэль и Жан» (1895, коллекция Вальтера Гийома, Париж, где изображен Жан сын Ренуара, в будущем знаменитый кинорежиссер).

В конце жизни, вынужденный из-за болезни рук отказаться от живописи, Ренуар переходит к скульптуре; давая указания помощнику Гино, художник создает ряд великолепных скульптур, отмеченных мощной пластикой форм, гармонией силуэтов, заставляющих забывать, что перед нами творения немощного, изувеченного болезнью человека: «Венера» (1913, частная коллекция, Париж); «Большая прачка» (1917, частная коллекция, Кельн); «Материнство» (1916, частная коллекция, Париж).

©Окулин Максим, 2002; ©Авторские права

Hosted by uCoz