Ренуар Пьер Огюст (25.2.1841- 17.12.1919)
Французский живописец, график, скульптор.
С тринадцати лет подрабатывал в мастерской по росписи
фарфора (1854), затем расписывал гербы, веера, шторы, по вечерам посещал
Школу рисунка и прикладного искусства. Заработанные средства позволили
Ренуару всерьез заняться живописью. С 1862 учится в Школе изящных
искусств, посещает мастерскую Ш. Глейра, где знакомится с Базилем,
Моне, Сислеем. Вместе с ними пишет пейзажи в окрестностях Парижа.
В 1864 в Салон принимают его картину «Эсмеральда, танцующая
с козочкой» (впоследствии им уничтожена). Знакомится с Курбе, его
влияние можно заметить в «Харчевне матушки Антони» (1866, Национальный
музей, Стокгольм), «Диане охотнице» (1867, Национальная галерея, Вашингтон).
В отличие от большинства импрессионистов, главной темой
которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека
сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне:
«Семья Сислея» (1868, Вальраф-Рихарц-Людвиг музеум, Кельн); «Лягушатник»
(1869, коллекция Оскара Рейхарта, Винтертур); «Портрет Моне» (1872,
частная коллекция, Париж); «В саду» (1875, Музей изобразительных искусств,
Москва); «После обеда» (1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне);
«Девушка за шитьем» (1879, Институт искусств, Чикаго); «Завтрак гребцов»
(1881, галерея Филипс, Вашингтон). Ренуар участвует в первой выставке
импрессионистов в 1874 («Танцовщица», Национальная галерея, Вашингтон);
«Ложа», Институт Курто, Лондон), затем во второй, третьей и седьмой.
Ренуар художник, влюбленный в жизнь, его восхищение
красотой женщины, ее грацией, блеском глаз, перламутровым сиянием
кожи, прелестью и непосредственностью детских лиц запечатлено в его
картинах: «Обнаженная» (1876, Музей изобразительных искусств, Москва);
«Мадам Жорж Шарпантье с детьми»(1876-78, Метрополитен-музей, Нью-Йорк);
«Этюд к портрету Жанны Самари» (1877, Музей изобразительных искусств,
Москва); «Девушка с веером» (ок.1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Модели
Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение
круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом,
крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни.
Ренуар любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые,
нежно-зеленые возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора.
В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни:
воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные
зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает
впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира.
В 1880-х гг. Ренуар много путешествует Алжир, Испания,
Италия. Под влиянием Рафаэля он меняет свою манеру: рисунок становится
точнее, контуры четче, объемы более проработанными, все элементы формы
тяготеют к «классичности» («энгровский» период): «Зонтики» (ок. 1880,
Национальная галерея, Лондон); «Большие купальщицы» (1884-87, Музей
искусства, Филадельфия). Однако вскоре Ренуар отходит от подобной
«строгой», скульптурной трактовки формы, возвращаясь к более свободной
живописной манере. Его колорит приобретает особую светозарность, этот
период называют «перламутровым»: «Девушки за фортепиано» (1892, Метрополитен-музей,
Нью-Йорк); «Заснувшая купальщица» (1897, коллекция Оскара Рейнхарта,
Винтертур); «Габриэль и Жан» (1895, коллекция Вальтера Гийома, Париж,
где изображен Жан сын Ренуара, в будущем знаменитый кинорежиссер).
В конце жизни, вынужденный из-за болезни рук отказаться
от живописи, Ренуар переходит к скульптуре; давая указания помощнику
Гино, художник создает ряд великолепных скульптур, отмеченных мощной
пластикой форм, гармонией силуэтов, заставляющих забывать, что перед
нами творения немощного, изувеченного болезнью человека: «Венера»
(1913, частная коллекция, Париж); «Большая прачка» (1917, частная
коллекция, Кельн); «Материнство» (1916, частная коллекция, Париж).