Колмогоров Андрей Николаевич (родился 25.04.1903)
Советский математик, академик (с 1939). Лауреат Сталинской
премии (1941). Ученик Н. Н. Лузина. В 1925 окончил Московский университет,
с 1931 профессор того же университета.
Мама Андрея Николаевича-Мария Яковлевна Колмогорова-умерла
в день рождения сына- 25 апреля 1903 года. Имя дали по желанию, заранее
высказанному мамой: если родится мальчик, назвать Андреем в честь
Андрея Болконского, любимого ею литературного персонажа из романа
Л. Н. Толстого. Отец Андрея - Николай Матвеевич Катаев-агроном и немного
беллетрист. Будучи еще холостяком, он участвовал в движении народников
и в начале века был выслан в Ярославль, где стал работать земским
статистиком. Там он и познакомился с Марией Яковлевной Колмогоровой
- дочерью крупного помещика Я. С. Колмогорова. Знакомство сблизило
их. Мария соглашается стать женой Николая Матвеевича, вопреки воле
родителей, и покидает отчий дом. Так как Мария и Николай обвенчаны
не были, то родившийся у них мальчик-Андрей-считался незаконнорожденным
и не имел права ни на отчество по родному отцу, ни на фамилию его.
И лишь после Октябрьской революции по новым законам он смог получить
фамилию мамы и отчество по отцу. Заботы об Андрее взяла на себя сестра
его мамы - Вера Яковлевна, усыновившая мальчика. Большое участие в
его воспитании принимали и другие сестры Марии, особенно Надежда Яковлевна
Колмогорова. Первые годы жизни Андрей провел в имении деда - Туношне,-
расположенном на берегу одного из притоков Волги недалеко от Ярославля.
Тетушки одарили мальчика любовью, лаской, вниманием, трогательной
заботой о его интеллектуальном и нравственном воспитании. Все старались
развить в ребенке любознательность и интерес к книгам, наукам, природе.
В начальной школе Билл удивил всех своими успехами, особенно в физике
и математике. Осознав истинные способности сына, родители перевели
его в Лейксайд, частную школу, известную своей интенсивной программой
в области науки.
"Творческую радость математического открытия я
познал рано,- писал впоследствии Андрей Николаевич,- подметив в возрасте
5-6 лет закономерность: 1=12, 1+3=22, 1+3+5=32, l+3+5+7=42 и т. д.".
Это открытие Андрея, разумеется, было опубликовано в "Весенних
ласточках". Там же он помещал придуманные им задачи. Например,
такую: "Сколькими способами можно пришить пуговицу, имеющую 4
дырочки?" В доме Колмогоровых Андрея приучали к труду: мальчик
заготавливал дрова на зиму, собирая сучья в саду, участвовал в сельскохозяйственных
работах, пришивал пуговицы к своей одежде. Так что задача о пуговицах
происходила "из практики". Для решения задачи считалось
обязательным, чтобы ни одна дырочка не оставалась свободной. Андрею
особенно нравились два способа: двумя параллельными черточками и крестиком
.
В 60-80-е годы главное место в творческой жизни Андрея
Николаевича занимала активная, плодотворная деятельность в области
школьного математического образования. Здесь можно выделить два больших
направления.
Первое - работа с "сильными", т. е. с учащимися,
проявляющими интерес и способности к математике. Второе направление
- работа, связанная с постановкой курса математики в средней общеобразовательной
школе.
Разветвления первого направления: олимпиады, летние
школы, физико-математическая школа при МГУ, литература для учащихся,
проблема дифференциации старших классов, факультативные курсы. И всюду-инициативно,
содержательно!
Олимпиады. Придавая большое значение олимпиадам как
эффективному средству поиска способных ребят, Андрей Николаевич считал,
что олимпиадные соревнования не должны быть чисто спортивными. Целью
олимпиадного движения является приобщение способных ребят к математике,
а не подготовка "чемпионов". Поэтому он ставил на первый
план подготовительные тематические лекции и кружки, вовлекающие школьников
в мир серьезной науки. Он сам много прочитал таких лекций для учеников
и для учителей.
Летние школы. Он был одним из инициаторов их создания,
определил их структуру. Сам активно работал во многих таких школах
начиная с августа 1963 года, когда в подмосковном поселке Красновидово
на базе дома отдыха МГУ была организована летняя математическая школа
для учащихся. По вечерам здесь регулярно устраивались музыкальные
или литературные вечера, велись беседы учеников с молодыми преподавателями
на самые разные темы. Популярностью пользовались "английские
шарады", логические игры, спорт.
Дифференциация обучения, факультативные курсы, сеть
специальных классов -теперь такая система обучения признана одним
из главных направлений развития отечественной школы. А ведь Андрею
Николаевичу пришлось около трех десятков лет пробивать стену непонимания
разумности такой системы. Программа школьного курса математики. В
середине 60-х годов Андрей Николаевич возглавил работу по совершенствованию
всей системы школьного математического образования в стране. Над созданием
программы по математике он работал около трех лет в несколько этапов.
В результате определились структура курса и основные методические
принципы на предстоящий период. Бесспорно, что методика обучения математике
сильно продвинулась вперед благодаря его работам - статьям, книгам,
учебникам. Необычайную ценность педагогическому и методологическому
творчеству Андрея Николаевича Колмогорова придает то обстоятельство,
что оно отражает широчайший, современный взгляд на содержание и методы
преподавания математики в школе, принадлежащий человеку, обладавшему
уникальным сочетанием качеств - математической гениальности, педагогического
таланта, широты научных устремлений, высокой интеллигентности.
Сохранились конспекты отдельных неопубликованных лекций
и курсов, прочитанных Андреем Николаевичем. Некоторые из них - подлинные
шедевры. Андрей Николаевич был научным редактором пяти книг, написанных
для учащихся. По его инициативе и настойчивости создан журнал "Квант",
и он вел математический раздел в журнале.
Статья подготовлена на основании
следующих источников: Б.А. Кордемский "Великие жизни в математике"
М.:Просвещение, Газета "Информатика" №29, 1999 г. , Большая
Советская Энциклопедия