Кант Иммануил (1724-1804)
Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического
идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград),
где был в 1755-70 доцентом, а в 1770-96 - профессором университета.
Кант - основатель "критического", или "трансцендентального",
идеализма. В так называемый "докритический" период (до 1770)
Кант создал "небулярную" космогоническую гипотезу, в которой
возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной
"туманности". В это же время Кант высказал гипотезу о существовании
Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении
- в результате приливного трения - суточного вращения Земли и учение
об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные
материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли,
сыграли важную роль в формировании диалектики.
В философских работах "докритического" периода Кант наметил
- под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма - различие между основанием
реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных
величинах и осмеял увлечение современников мистикой и "духовидением".
Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивается
в пользу опыта.
В 1770 состоялся переход Канта к воззрениям "критического"
периода; в 1781 появилась "Критика чистого разума", за ней
были опубликованы "Критика практического разума" (1788)
и "Критика способности суждения" (1790). В них последовательно
излагались: "критическая" теория познания, этика, эстетика
и учение о целесообразности природы. В работах "критического"
периода Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной
философии ("метафизики", согласно принятой тогда терминологии)
до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных
способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму - к утверждению,
будто природа вещей, как они существуют сами по себе ("вещей
в себе"), принципиально недоступна нашему познанию: последнее
возможно только относительно "явлений", то есть способа,
посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное
теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.
Оно обусловлено, по Канту, тем, что в нашем сознании налицо "априорные"
формы чувственного созерцания, столь же априорные формы, или понятия,
рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия
и понятий рассудка, на которых основываются, например, закон постоянства
субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.
В разуме, по Канту, заложено неискоренимое стремление к безусловному
знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого
человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или
беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования
неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире
(с точки зрения наличия в них необходимости, случайности и свободы),
о существовании бога как безусловно необходимого существа.
Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные
решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые
частицы (атомы) - и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно
обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно,
имеется безусловно необходимое существо - и такого существа нет. Таким
образом, разум по природе антиномичен, то есть раздваивается в противоречиях.
Однако противоречия эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Решение
загадки - в ограничении знания в пользу веры, в различении "вещей
в себе" и "явлений", в признании "вещей в себе"
непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо
в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного
мира); существование бога недоказуемо (для знания) и в то же время
может быть тем постулатом веры, на котором основывается наше убеждение
в существовании нравственного порядка в мире, и т.д. Это учение об
антиномичности разума, служившее у Канта основанием для дуализма "вещей
в себе" и "явлений" и для агностицизма, стало толчком
для разработки положительной диалектики в немецком классическом идеализме.
Подчеркивая творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических
предпосылок на эмпирический материал, Кант в своем понимании познания
и поведения в общем оставался в плену дуализма, агностицизма и формализма.
Так, в этике Кант провозглашал ее основным законом безусловное повеление,
требующее руководствоваться таким правилом, которое совершенно независимо
от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом
поведения. В эстетике он сводит прекрасное к "незаинтересованному"
удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует
предмет, изображенный в произведении искусства, и обусловленному только
формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм Кант не смог:
в этике - вразрез с формальным характером категорического императива
- он выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна
быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике
- вразрез с формализмом в понимании прекрасного - объявил высшим видом
искусства поэзию, так как она возвышается до изображения идеала, которым
является человек, и т.д.
Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом
процессе жизни общества и учение о необходимости вечного мира. Средством
к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной
торговли и общения ко взаимной выгоде для различных государств.
При всех своих внутренних противоречиях, учение Канта оказало огромное
влияние на последующее развитие научной и философской мысли.
Статья составлена по материалам: Философский словарь, под редакцией
И.Т. Фролова, Политиздат, 1991.