Блок Александр Александрович (1880-1921)
Поэтическая судьба Александра Александровича Блока была
связана с самым крупным литературным течением русского модернизма
начала ХХ века - символизмом. Хотя хронологически Блок принадлежал
второму поколению символистов - младосимволизму (вместе с Блоком младосимволистами
были Андрей Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов), - именно его творчество,
по мнению многих его современников, явилось наиболее законченным и
универсальным воплощением всего русского символизма.
А.А. Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Детские и юношеские
годы поэта прошли сначала в петербургском доме деда, известного русского
ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета, затем
в доме отчима - офицера Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха; каждое лето семья
выезжала в подмосковное имение Шахматово. В семье Бекетовых многие
занимались литературным трудом. Серьезное обращение к поэтическому
творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского,
Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, приходится на период
окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет
Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское
отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его
в 1906-м).
Начальный этап творчества поэта отмечен двумя важными событиями. Первое
из них - глубокое чувство к Л.Д. Менделеевой, увенчавшееся их браком
в 1903 году. Второе- увлечение философскими идеями В.С. Соловьева.
Оба события нашли свое отражение в первом поэтическом сборнике Блока
"Стихи о Прекрасной Даме" (1904-1905). Выход первой книги
сделал поэта широко известным и ввел его в круг символистов.
В период 1905-1907 годов Блок с нарастающим вниманием вглядывается
в реалии окружающей его повседневности, обнаруживая торжество стихийного
начала в драматической дисгармонии жизни. Этот новый взгляд на мир
нашел выражение в сборниках "Нечаянная радость" (1907),
"Снежная маска" (1907), "Земля в снегу" (1908)
и "Ночные часы" (1911). В эти же годы Блок создает цикл
лирических драм: "Балаганчик", "Король на площади"
и "Незнакомка" (1906), а позже еще две драмы - "Песня
Судьбы" (1908) и "Роза и Крест" (1913), а также печатает
ряд публицистических и литературоведческих статей - "Безвременье",
"Народ и интеллигенция", "О современном состоянии русского
символизма" и др. Содержание его творчества расширяется и углубляется.
Этому способствовали и его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды
и особенно в Италию.
В 1910-1911 годах, подготавливая к изданию свое первое "Собрание
стихотворений", Блок заново осмысливает пройденный им путь. Этот
путь, по его убеждению, состоит из трех этапов, каждому из которых
поэт отводит одну книгу своей лирической трилогии. В двух последующих
изданиях (1916 и 1918-1921) трехтомная структура сохранена.
К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. Помимо
личных, на это повлияли и объективные причины, в первую очередь начавшаяся
летом 1914 года мировая война. В то время Блок работает над поэмой
"Возмездие", но завершить ее не успевает: летом 1916 года
он призывается в армию в качестве табельщика одной из строительных
дружин и направляется на фронт, где, по его словам, живет "бессмысленной
жизнью, без всяких мыслей, почти растительной". После Февральской
революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических
отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы
бывших деятелей царского правительства. На протяжении всего 1917 года
Блок не создал ни одного поэтического произведения.
После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в "очистительную
силу революции". "Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими
глазами, - вспоминала его тетка М.А. Бекетова, - и прислушивался к
"музыке революции", к тому шуму от падения старого мира,
который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному
свидетельству". Именно в это время поэт пережил последний творческий
взлет, создав в течение января 1918 года свои известные произведения:
статью "Интеллигенция и революция", поэму "Двенадцать"
и стихотворение "Скифы".
Блок включается в практическую деятельность по культурному строительству:
сотрудничает в горьковском издательстве "Всемирная литература",
соглашается на должность председателя управления Большого драматического
театра, является членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса,
возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако
со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей
жизни он с отвращением обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости,
мещанства в новом, "революционном" варианте. Отсюда и горькая
запись в дневнике: "Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая,
не nuova), - вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и
все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой
жили мы, которую любили мы".
Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7
августа 1921 года.
Биографическая справка: "Русская
литература ХХ века" под редакцией В.В. Агеносова, 2001.
Автобиография
Семья моей матери причастна к литературе и к науке.
Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского
университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»).
Петербургские Высшие женские курсы, называемые «Бестужевскими» (по
имени К. Н. Бестужева-Рюмина), обязаны существованием своим главным
образом моему деду.
Он принадлежал к тем идеалистам чистой воды, которых
наше время уже почти не знает. Собственно, нам уже непонятны своеобразные
и часто анекдотические рассказы о таких дворянах-шестидесятниках,
как Салтыков-Щедрин или мой дед, об их отношении к императору Александру
II, о собраниях Литературного фонда, о борелевских обедах, о хорошем
французском и русском языке, об учащейся молодежи конца семидесятых
годов. Вся эта эпоха русской истории отошла безвозвратно, пафос ее
утрачен, и самый ритм показался бы нам чрезвычайно неторопливым.
В своем сельце Шахматове (Клинского уезда, Московской
губернии) дед мой выходил к мужикам на крыльцо, потряхивая носовым
платком; совершенно по той же причине, по которой И. С. Тургенев,
разговаривая со своими крепостными, смущенно отколупывал кусочки краски
с подъезда, обещая отдать все, что ни спросят, лишь бы отвязались.
Встречая знакомого мужика, дед мой брал его за плечо
и начинал свою речь словами: «Eh bien, mon petit...»*.
Иногда на том разговор и кончался. Любимыми собеседниками
были памятные мне отъявленные мошенники и плуты: старый Jacob Fidele**,
который разграбил у нас половину хозяйственной утвари, и разбойник
Федор Куранов (по прозвищу Куран), у которого было, говорят, на душе
убийство; лицо у него было всегда сине-багровое — от водки, а иногда
— в крови; он погиб в «кулачном бою». Оба были действительно люди
умные и очень симпатичные; я, как и дед мой, любил их, и они оба до
самой смерти своей чувствовали ко мне симпатию.
Однажды дед мой, видя, что мужик несет из лесу на плече
березку, сказал ему: «Ты устал, дай я тебе помогу». При этом ему и
в голову не пришло то очевидное обстоятельство что березка срублена
в нашем лесу. Мои собственные воспоминания о деде — очень хорошие;
мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали
десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки
для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя
их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических
названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней
грушовки, вида, не известного московской флоре, и мельчайший низкорослый
папоротник; этот папоротник я до сих пор каждый год ищу на той самой
горе, но так и не нахожу, — очевидно, он засеялся случайно и потом
выродился.
Все это относится к глухим временам, которые наступили
после событий 1 марта 1881 года. Дед мой продолжал читать курс ботаники
в Петербургском университете до самой болезни своей; летом 1897 года
его разбил паралич, он прожил еще пять лет без языка, его возили в
кресле. Он скончался 1 июля 1902 года в Шахматове. Хоронить его привезли
в Петербург; среди встречавших тело на станции был Дмитрий Иванович
Менделеев.
Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской
семье. И дед и бабушка моя были с ним дружны. Менделеев и дед мой,
вскоре после освобождения крестьян, ездили вместе в Московскую губернию
и купили в Клинском уезде два имения — по соседству: менделеевское
Боблово лежит в семи верстах от Шахматова, я был там в детстве, а
в юности стал бывать там часто. Старшая дочь Дмитрия Ивановича Менделеева
от второго брака — Любовь Дмитриевна — стала моей невестой. В 1903
году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится
между Шахматовым и Бобловым.
Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, — дочь
известного путешественника и исследователя Средней Азии, Григория
Силыча Корелина. Она всю жизнь — работала над компиляциями и переводами
научных и художественных произведений; список ее трудов громаден;
последние годы она делала до 200 печатных листов в год; она была очень
начитана и владела несколькими языками; ее мировоззрение было удивительно
живое и своеобразное, стиль — образный, язык — точный и смелый, обличавший
казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются
и до сих пор лучшими.
Переводные стихи ее печатались в «Современнике», под
псевдонимом «Е. Б.», и в «Английских поэтах» Гербеля, без имени. Ею
переведены многие сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Гексли, Мура (поэма
«Лалла-Рук»), Бичер-Стоу, Гольдсмита, Стэнли, Теккерея, Диккенса,
В. Скотта, Брэт Гарта, Жорж Занд, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана,
Руссо, Лесажа. Этот список авторов — далеко не полный. Оплата труда
была всегда ничтожна. Теперь эти сотни тысяч томов разошлись в дешевых
изданиях, а знакомый с антикварными ценами знает, как дороги уже теперь
хотя бы так называемые «144 тома» (изд. Г. Пантелеева), в которых
помещены многие переводы Е. Г. Бекетовой и ее дочерей. Характерная
страница в истории русского просвещения.
Отвлеченное и «утонченное» удавалось бабушке моей меньше,
ее язык был слишком лапидарен, в нем было много бытового. Характер
на редкость отчетливый соединялся в ней с мыслью ясной, как летние
деревенские утра, в которые она до свету садилась работать. Долгие
годы я помню смутно, как помнится все детское, ее голос, пяльцы, на
которых с необыкновенной быстротой вырастают яркие шерстяные цветы,
пестрые лоскутные одеяла, сшитые из никому не нужных и тщательно собираемых
лоскутков, — и во всем этом — какое-то невозвратное здоровье и веселье,
ушедшее с нею из нашей семьи. Она умела радоваться просто солнцу,
просто хорошей погоде, даже в самые последние годы, когда ее мучили
болезни и доктора, известные и неизвестные, проделывавшие над ней
мучительные и бессмысленные эксперименты. Все это не убивало ее неукротимой
жизненности.
Эта жизненность и живучесть проникала и в литературные
вкусы; при всей тонкости художественного понимания она говорила, что
«тайный советник Гёте написал вторую часть «Фауста», чтобы удивить
глубокомысленных немцев». Также ненавидела она нравственные проповеди
Толстого. Все это вязалось с пламенной романтикой, переходящей иногда
в старинную сентиментальность. Она любила музыку и поэзию, писала
мне полушутливые стихи, в которых звучали, однако, временами грустные
ноты:
Так, бодрствуя в часы ночные
И внука юного любя,
Старуха-бабка не впервые
Слагала стансы для тебя.
Она мастерски читала вслух сцены Слепцова и Островского,
пестрые рассказы Чехова. Одною из последних ее работ был перевод двух
рассказов Чехова на французский язык (для«Revue des deux Mondes»).
Чехов прислал ей милую благодарственную записку.
К сожалению, бабушка моя так и не написала своих воспоминаний.
У меня хранится только короткий план ее записок; она знала лично многих
наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап.
Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Я берегу тот экземпляр
английского романа, который собственноручно дал ей для перевода Ф.
М. Достоевский. Перевод этот печатался во «Времени».
Бабушка моя скончалась ровно через три месяца после
деда — 1 октября 1902 года.
От дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное
понятие о ее высоком значении их дочери — моя мать и ее две сестры.
Все три переводили с иностранных языков. Известностью пользовалась
старшая — Екатерина Андреевна (по мужу — Краснова). Ей принадлежат
изданные уже после ее смерти (4 мая 1892 года) две самостоятельных
книги «Рассказов» и «Стихотворений» (последняя книга удостоена почетного
отзыва Академии наук). Оригинальная повесть ее «Не судьба» печаталась
в «Вестнике Европы». Переводила она с французского (Монтескье, Бернарден
де Сен-Пьер), испанского (Эспронседа, Бэкер, Перес Гальдос, статья
о Пардо Басан), переделывала английские повести для детей (Стивенсон,
Хаггарт; издано у Суворина в «Дешевой библиотеке»).
Моя мать, Александра Андреевна (по второму мужу — Кублицкая-Пиоттух),
переводила и переводит с французского — стихами и прозой (Бальзак,
В. Гюго, Флобер, Зола, Мюссе, Эркман-Шатриан, Додэ, Боделэр, Верлэн,
Ришпэн). В молодости писала стихи, но печатала — только детские.
Мария Андреевна Бекетова переводила и переводит с польского
(Сенкевич и мн. др.), немецкого (Гофман), французского (Бальзак, Мюссе).
Ей принадлежат популярные переделки (Жюль Верн, Сильвио Пеллико),
биографии (Андерсен), монографии для народа (Голландия, История Англии
и др.). «Кармозина» Мюссе была не так давно представлена в театре
для рабочих в ее переводе.
В семье отца литература играла небольшую роль. Дед мой
— лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга
(прародитель — лейб-хирург Иван Блок был при Павле I возведен в российское
дворянство). Женат был мой дед на дочери новгородского губернатора
— Ариадне Александровне Черкасовой.
Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского
университета по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря
1909 года. Специальная ученость далеко не исчерпывает его деятельности,
равно как и его стремлений, может быть менее научных, чем художественных.
Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна.
За всю жизнь свою он напечатал лишь две небольшие книги (не считая
литографированных лекций) и последние двадцать лет трудился над сочинением,
посвященным классификации наук. Выдающийся музыкант, знаток изящной
литературы и тонкий стилист, — отец мой считал себя учеником Флобера.
Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и
не завершил главного труда жизни: свои непрестанно развивавшиеся идеи
он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании
сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном
и физическом облике его. Я встречался с ним мало, но помню его кровно.
Детство мое прошло в семье матери. Здесь именно любили
и понимали слово; в семье господствовали, в общем, старинные понятия
о литературных ценностях и идеалах. Говоря вульгарно, по-верлэновски,
преобладание имела здесь еlоquence ***; одной только матери моей свойственны
были постоянный мятеж и беспокойство о новом, и мои стремления к musique****
находили поддержку у нее. Впрочем, никто в семье меня никогда не преследовал,
все только любили и баловали. Милой же старинной еlоquenсе обязан
я до гроба тем, что литература началась для меня не с Верлэна и не
с декадентства вообще.
Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства
я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные
еще с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое
впечатление от его строф:
Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен. Мечты кипят.
От зари роскошный холод
Проникает в сад.
Жизненных опытов» не было долго. Смутно помню я большие
петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками и елками
— и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы. Лишь около 15 лет
родились первые определенные мечтания о любви, и рядом — приступы
отчаянья и иронии, которые нашли себе исход через много лет — в первом
моем драматическом опыте «Балаганчик», лирические сцены).
«Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет. Гораздо позже
мы с двоюродными и троюродными братьями основали журнал «Вестник»,
в одном экземпляре; там я был редактором и деятельным сотрудником
три года.
Серьезное писание началось, когда мне было около 18
лет. Года три-четыре я показывал свои писания только матери и тетке.
Все это были — лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги
«Стихов о Прекрасной Даме» их накопилось до 800, не считая отроческих.
В книгу из них вошло лишь около 100. После я печатал и до сих пор
печатаю кое-что из старого в журналах и газетах.
Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали
тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых
курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романическими
переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева.
До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого
и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки,
которые я видел в природе, но все это я считал «субъективным» и бережно
оберегал от всех. Внешним образом готовился я тогда в актеры, с упоением
декламировал Майкова, Фета, Полонского, Апухтина, играл на любительских
спектаклях, в доме моей будущей невесты, Гамлета, Чацкого, Скупого
рыцаря и... водевили. Трезвые и здоровые люди, которые меня тогда
окружали, кажется, уберегли меня тогда от заразы мистического шарлатанства,
которое через несколько лет после того стало модным в некоторых литературных
кругах. К счастию и к несчастью вместе, «мода» такая пришла, как всегда
бывает, именно тогда, когда все внутренно определилось; когда стихии,
бушевавшие под землей, хлынули наружу, нашлась толпа любителей легкой
мистической наживы. Впоследствии и я отдал дань этому новому кощунственному
«веянью»; но все это уже выходит за пределы «автобиографии». Интересующихся
могу отослать к стихам моим и к статье «О современном состоянии русского
символизма» (журнал «Аполлон» 1910 года). Теперь же возвращусь назад.
От полного незнания и неумения сообщаться с миром со
мною случился анекдот, о котором я вспоминаю с удовольствием и благодарностью:
как-то в дождливый осенний день (если не ошибаюсь, 1900 года) отправился
я со стихами к старинному знакомому нашей семьи, Виктору Петровичу
Острогорскому, теперь покойному. Он редактировал тогда «Мир божий».
Не говоря, кто меня к нему направил, я с волнением дал ему два маленьких
стихотворения, внушенные Сирином, Алконостом и Гамаюном В. Васнецова.
Пробежав стихи, он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься
этим, когда в университете бог знает что творится!» — и выпроводил
меня со свирепым добродушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать
об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах.
После этого случая я долго никуда не совался, пока в
1902 году меня не направили к В. Никольскому, редактировавшему тогда
вместе с Репиным студенческий сборник.
Уже через год после этого я стал печататься «серьезно».
Первыми, кто обратил внимание на мои стихи со стороны, были Михаил
Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы (двоюродная сестра моей матери).
Первые мои вещи появились в 1903 году в журнале «Новый путь» и, почти
одновременно, в альманахе «Северные цветы».
Семнадцать лет моей жизни я прожил в казармах л.-гв.
Гренадерского полка (когда мне было девять лет, мать моя вышла во
второй раз замуж, за Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, который служил в полку).
Окончив курс в СПб. Введенской (ныне — императора Петра Великого)
гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета
довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что
совершенно чужд юридической науке. В 1901 году, исключительно важном
для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет,
курс которого и прошел, сдав государственный экзамен весною 1906 года
(по славяно-русскому отделению).
Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли,
но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную
дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных,
и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе
(материалы для драмы «Роза и Крест»). С годами я оцениваю все более
то, что дал мне университет в лице моих уважаемых профессоров — А.
И. Соболевского, И. А. Шляпкина, С. Ф. Платонова, А. И. Введенского
и Ф. Ф. Зелинского. Если мне удастся собрать книгу моих работ и статей,
которые разбросаны в немалом количестве по разным изданиям, но нуждаются
в сильной переработке, — долею научности, которая заключена в них,
буду я обязан университету.
В сущности, только после окончания «университетского»
курса началась моя «самостоятельная» жизнь. Продолжая писать лирические
стихотворения, которые все, с 1897 года, можно рассматривать как дневник,
я именно в год окончания курса в университете написал свои первые
пьесы в драматической форме; главными темами моих статей (кроме чисто
литературных) были и остались темы об «интеллигенции и народе», о
театре и о русском символизме (не в смысле литературной школы только).
Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для
меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно
сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу
с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М.
С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым;
события 1904 - 1905 года; знакомство с театральной средой, которое
началось в театре покойной В. Ф. Коммиссаржевской; крайнее падение
литературных нравов и начало «фабричной» литературы, связанное с событиями
1905 года; знакомство с творениями покойного Августа Стриндберга (первоначально
— через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии
— северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия
и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани,
в Пиренеях — в окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже),
в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые
шесть лет моей жизни возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с
которым у меня связаны особенные воспоминания.
Этой весною (1915 года) мне пришлось бы возвращаться
туда в четвертый раз; но в личную и низшую мистику моих поездок в
Bad Nauheim вмешалась общая и высшая мистика войны.
1911 – Июнь 1915