BIOGRAPHY

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Алези Жан

Джованни (таково полное имя этого неординарного пилота) родился 11 июня 1964 в Авиньоне, в семье француженки и сицилийского эмигранта. Алези-старший был гонщиком-раллистом (выступал в чемпионатах разного уровня в 1964-1975 гг.) и поэтому, когда Жан решил заняться картингом, отец ему совсем не препятствовал: напротив, Франк Алези даже купил Жану карт, предложив при этом деньги на остальные расходы (в том числе - на оплату гонок) добывать самому. "С 1981 года я привык заботиться о себе сам. Это была отличная школа жизни", - вспоминал впоследствии сам Жан.

Пройдя путь от картинга через Кубок Renault 5 Turbo, Формулу-Renault, французскую Формулу-3 и Формулу-3000, Жан оказался в команде Tyrrell. Помог ему в этом Эдди Джордан, за чью команду в международной серии Ф-3000 Жан выступал в конце 80-х (и не безуспешно, став чемпионом 1989 года - о выступлениях Жана в этом чемпионате можно почитать в статье Jordan в Ф-3000). "Вездесущий Эдди" пронюхал тогда, что титульный спонсор его команды - табачная фирма Camel - планирует разместить свои логотипы на болидах Кена Тиррелла. Переговоры с руководством Tyrrell проходили в глубокой тайне от самого Жана: планировалось, что дебют Алези в Большом цирке состоится на его родине - во Франции! "Одного этого было бы достаточно, чтобы свести Жана с ума", - позже рассказывал его старший брат Жозе, до сих пор являющийся менеджером Алези-младшего. Жан не подозревал ни о чем до того самого момента, когда вошел в кабинет Тиррелла, и сам "дядюшка Кен", внимательно посмотрев на франко-сицилийца, сказал: "Значит так, сынок. Запомни - это будет очень тяжело, и ты не должен растраиваться, если не сумеешь пройти квалификацию".

Ту квалификацию Жан-таки прошёл и стартовал 16-м. А в гонке, счастливо избежав завала, он попал на второй старт, после которого к концу первого круга оказался уже 10-м, а к середине гонки и вовсе вышел на второе место. После планового пит-стопа молодой дебютант вернулся на трассу четвёртым, и сохранил эту позицию до финиша. Не плохо для новичка, согласитесь!

В 1989 Алези выступал параллельно в двух гоночных сериях - в Формуле-3000 и в Формуле-1, набрав в 8 гонках за Tyrrell 8 очков (9 место в чемпионате); 1990-ый он уже полностью провёл в Ф-1, выступая за все тот же Tyrrell.

Сезон-90 начался с гран-при США в Фениксе. Велеколепно стартовав, Жан вырвался вперёд и лидировал 30 кругов. И на "прошлогоднем" болиде, оснащенном клиентским мотором Ford, Алези удалось на целых десять секунд оторваться он McLaren самого Сенны! К середине гонки, правда, Айртон сократил отрыв и обогнал Алези, но уже в следующем повороте вновь увидел перед собой заднее антикрыло болида Tyrrell. На следующем круге Айртон опять возглавил пелетон и на этот раз довёл гонку до победы. И, по окончании гран-при, "Бразильский волшебник" сказал в паддоке Алези фразу, ставшую впоследствии крылатой: "Парень, не вздумай только сделать это привычкой". Думается, вряд ли кто-либо еще из пилотов Большого цирка удостаивался подобных "колкостей" со стороны трехкратного чемпиона мира.

Чемпионат 1990 года Жан закончил с 13 очками, сохранив 9 место в личном зачете. Тогда казалось, что такого талантливого гонщика ждёт выдающаяся карьера. Но Алези явно "родился не в то время"...

В конце 80-х и начале 90-х на трассах Большого цирка царила беспощадная борьба двух величайших гонщиков - "Волшебника" Сенны и "Профессора" Проста. Борьба, которая "сгубила" не одно поколение потенциальных чемпионов. Своебразной жертвой этого противостояния пал и Жан Алези. Казалось, ему несказанно повезло: Фрэнк Вильямс сделал молодому пилоту предложение стать призовым гонщиком "чемпионской конюшни" лишь после двух лет выступлений того в Ф-1. Но все испортил вспыльчивый характер франко-сицилийца. Первоначально Жан согласился на предложение "железного Фрэнка", но, как только узнал о том, что окончательное решение о котракте с ним примут только после ответа "более важного" для Williams Айртона Сенны, тут же ушёл в Ferrari - команду, которая в те годы переживала не самые лучшие свои времена.

Хоть работа в "Скудерии" и была его заветной мечтой, ощутимых успехов - по понятным причинам - он там не добился. Пять лет изнурительной работы в итальянской конюшне не принесли Алези практически ничего, кроме одной-единственной победы в 1995 году на гран-при Канады. Такая "компенсация" была достаточно слабым утешением для амбициозного Жана, и он, было, собрался уже уходить из Большого цирка "на покой"; тогда весомую роль в его судьбе сыграл друг и коллега Герхард Бергер, уговоривший Алези уйти в Benetton.

Поразительно, но и в этот раз Жан сделал "ставку не на ту лошадь". С уходом Михаэля Шумахера Benetton начала разваливаться на глазах, и, хоть и поначалу всё шло относительно хорошо (Алези заработал два четвертых места в чемпионатах 1996-97 гг.), к концу второго сезона Жана в Benetton стало окончательно ясно, что перспектив у этой команды нет. Распри же, начавшиеся между ним и менеджером конюшни - Флавио Бриаторе, поставили финальную точку в отношениях франко-сицилийского пилота с этой командой, и к 1998 году гонщик подписал контракт со швейцарской Sauber.

Следующие четыре года, ставшие для Жана Алези последними в Большом цирке, не были ознаменованы почти ничем примечательным. Только дважды за это время Жану удавалось стартовать с первого ряда стартового поля; лишь один раз он стоял на подиуме (после памятного гран-при Бельгии 1998 года Алези разделил пъедестал почета с пилотами Jordan, заняв там третью ступень). Два года в Sauber принесли ему в сумме всего 13 очков в личном зачете (11 - в 1998 году и 2 - в 1999); следующий сезон в команде Prost оказался и того хуже, вовсе закончившись "нулевым" результатом. В итоге, к середине сезона-2001 Жан в очередной раз задумался о завершении карьеры в Большом цирке. И на этот его планам было суждено сбыться: разорвав отношения с командой Алена Проста и, проведя последние гонки сезона в Jordan Grand Prix (одна из которых, кстати, стала 200-й в долгой карьере франко-сицилийца), Алези не стал принимать предложение очередной "команды второго эшелона" - Arrows, и ушел из Ф-1 навсегда...

Информация с замечательного сайта о желтых машинах

©Окулин Максим, 2002; ©Авторские права
Hosted by uCoz