А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Баррикелло Рубенс (родился 23.05.1972)

Уроженец города Сан-Паулу (Бразилия).

Рубенс Баррикелло впервые сел за руль карта в девятилетнем возрасте. На этом начальном этапе своей гоночной карьеры он пять раз выигрывал национальный чемпионат в своей категории. После восьми лет в картинге Рубенс понял, что он должен сделать шаг вперед и попытать счастье в других гоночных категориях.

В 1989 году он дебютирует в Бразильском чемпионате Ф-1600 и сразу же занимает четвертое место в общем зачете - очень неплохой результат для новичка. В том же году Рубенса приглашают на тесты команды европейской Формулы-Opel. Хотя бразилец сел за руль "формулы" первый раз, он сразу же бьет рекорд итальянской трассы. Ответной реакции боссов команд долго ждать не пришлось: на второй день тестов Адриано Морини, владелец Italian Darco team, приглашает Баррикелло выступать за свою команду на сезон 1990 года.

В первом же сезоне в Европе Рубенс завоевывает титул чемпиона Формулы-Opel. Он выигрывает шесть из одиннадцати гонок и семь раз стартует с поул-позиции, также семь раз показывает лучшие круги, три из которых оказались рекордами трассы. Уже в это время специалисты начали пророчить большое гоночное будущее молодому бразильцу.

В следующем году Баррикелло подписал контракт с командой Британской Формулы-3 West Surrey Racing. Вместе с Рубенсом выступали восходящие автогоночные зыезды и ветераны, собирающиеся на покой, но бразилец обошел всех и стал чемпионом, выиграв 4 гонки и девять раз стартовав с поул-позиции.

Рубенс Баррикелло, всего двадцати лет от роду, уже стал считаться будущей звездой Формулы-1, и в 1992 году он сделал предпоследний шаг к своей мечте - попал в международный чемпионат Формулы-3000. Однако с командой Рубенсу немного не повезло: IL Barone Rampante выступали в Ф3000 всего два года, что не позволило бразильцу начать сезон хорошо. Маломощные двигатели Judd Zytec, используемые командой, не могли тягаться с признанными авторитетами вроде Ford Cosworth и Ford Mader. Всевозможные попытки решить проблемы не приносили успеха, пока, наконец, команда не решилась поменять Judd Zytec на Ford Mader, и результаты сразу же пошли вверх. Несмотря на проваленную первую часть сезона, Баррикелло сумел закончить сезон на приличном третьем месте, чем вызвал повышенное внимание со стороны прессы, называвшей бразильца быстрым и смелым пилотом. Как следует освоившись в низших категориях, в 1993 году Рубенс сделал, наверное, один из важнейших шагов в своей жизни - подписал контракт с командой Формулы-1 Jordan Hart. По окончанию дебютного сезона бразилец был признан новичком года, хотя слабая машина не позволила ему подняться выше семнадцатого итогового места. На Гран-При Великобритании Баррикелло продемонстрировал великолепное управление машиной под дождем и мог подняться на подиум вместе с Аленом Простом и "бразильским волшебником" Айртоном Сенной, но кончившийся за два круга до финиша бензин не позволил ему сделать это. Единственные же два очка в том сезоне Рубенс набрал в предпоследней гонке в Японии.

Начало следующего года сложилось для Рубенса очень удачно: на домашнем Гран-При Бразилии ему удалось, стартовав 14-ым, финишировать четвертым, позади Шумахера, Хилла и Алези. В следующей гонке (Гран-При Тихого Океана) Баррикелло и вовсе впервые поднялся на подиум, заняв третье место, и также впервые станцевал там самбу. Однако следующей гонкой стал памятный всем болельщикам Формулы-1 "черный уик-энд" Гран-При Сан-Марино'94. Еще на пятничной тренировке Баррикелло попал в серьезную аварию, разбил себе нос, губы, сломал ребро и повредил руку. Естественно, бразильца не допустили к гонке, и его место в Jordan занял Агури Сузука. "Бразильский волшебник" Айртон Сенна тогда первым невестил Рубиньо в больнице. А через два дня его не стало. Лежа в кровати, Баррикелло видел, как его кумир, кумир всех бразильских болельщиков, Сенна разбился в Тамбурелло. Рубенсу было нужно время, чтобы оправится от такого сильного потрясения и придти в себя. На Гран-При Бельгии в Спа он переборол все свои проблемы и завоевал первую в карьере и первую для Jordan поул-позишн. Однако гонку ему закончить так и не удалось: после столкновения с Жан-Марком Гуноном из Simtek бразилец не смог вернуться на трассу. Зато Баррикелло сумел еще трижды финишировать в очках на последних гонках сезона и, начисто опередив своего партнера по команде Эдди Ирвайна, занять итоговое шестое место, долгое время остававшееся лучшим результатом бразильца.

В 1995 году Рубенс, которого пресса стала называть наследником великого Сенны, единственным бразильцем, способным в ближайшее время повторить достижения "волшебника", остался в Jordan, во многом надеясь на новый двигатель Peugeot. Но надежды не оправдались: во второй половине сезона машина начала испытывать постоянные проблемы с топливной системой, что лишило Баррикелло и Ирвайна нескольких очков. Лучшим результатом пилотов Jordan стало второе место Рубеса в Канаде, а по итогам сезона бразилец набрал 11 очков и занял 11-ое место. Тем не менее талант Рубенса был неоспорим, многие специалисты считали, что он должен покинуть Jordan и перейти в более конкурентноспособную команду. Ждали даже приглашения от Ferrari, но неожиданно такое приглашение получил не Баррикелло, а его партнер по команде - Эдди Ирвайн.

Сезон-1996 стал четвертым подряд за команду Jordan. С самой первой гонки в Австралии машина испытывала постоянные механические проблемы. В Бразилии Баррикелло квалифицировался третьим, но проблемы с тормозами не дали ему финишировать. В Барселоне он сошел из-за поломки коробки передач, в Канаде подвело сцепление. Тем не менее бразильцу удалось семь раз попасть в очки, ни разу не финишировав на подиуме. Казалось невезучий Рубенс так никогда и не завоюет заслуженную победу в гонке Формулы-1. 1996 год он закончил на восьмом итоговом месте с 14 очками, опередив, кстати, Ирвайна на Ferrari.

Неудовлетворительные результаты и непонимание со стороны команды привело бразильца к разрыву с Эдди Джорданом и уходу из его команды. Всю концовку сезона'96 журналисты муссировали слухи о возможном будущем Рубенса: высказывались предположения о его уходе в Indy, о том, что он останется в Jordan или перейдет в TWR, Sauber или Ligier. Бразильская пресса подогревала страсти вокруг Баррикелло, обвиняя его в том, что он не может продолжить дело великого Сенны. После гонки в Монце Рубиньо дал волю своим эмоциям: "Я очень молод. Я рано начал гоняться и я знаю, что могу добиться большего. Парни моего возраста только заканчивают колледж, а меня корят за то, что я не могу выиграть на неконкурентноспособной машине". На Гран-При Португалии разрыв Баррикелло с Jordan стал очевидным. Стороны уже открыто дали понять, что не желают более работать друг с другом и не стеснялись в выражениях.

Р. Баррикелло: "Мои дела в Jordan шли все хуже и хуже. Я начал соперничать с Эдди Ирвайном вместо того, чтобы заставить лучше работать и себя, и команду. Я был одержим идеей кому-то что-то доказать. Это был кошмар".

В это время Рубиньо получал большое количество разнообразных предложений от гоночных команд, но в конце концов он остановил свой выбор на Stewart Grand Prix, команде Джеки и Пола Стюарта, болиды которой оснащались двигателями Ford. Все сотрудники Stewart были полны энтузиазма, но неопытность команды, только дебютировавшей в Ф-1, дала о себе знать. Даже мощь и ресурсы Ford не смогли компенсировать отставание от Renault, Mercedes и Peugeot. В самом начале SF-1 поразил Рубенса своей устоичивостью в поворотах и эффективной тормозной системой, но отставание в мощности мотора не позволяло машине сражаться с лидерами. В третьей гонке сезона, в Аргентине, Рубиньо удалось квалифицироваться пятым, но на 24-ом круге он вынужден был покинуть гонку. После четырех подряд незаконченных гонок в Монако Баррикелло сотворил настоящую сенсацию, финишировав на втором месте, вновь под дождем.

На первом круге гонки ему удалось опередить пять машин, а после десятого круга он уже шел вторым, позади будущего победителя, Михаэля Шумахера. Удача еще раз улыбнулась Рубенсу в том же году на квалификации Гран-При Канады, где он показал третье время. Но в самой гонке технические проблемы в который уже раз заставили его сойти. Итого в 1997 году Рубиньо финишировал в трех гонках из семнадцати, принеся команде шесть очков, что позволило Stewart подняться на девятую строчку в Кубке Конструкторов, а самому Баррикелло на 13-ое место.

В 1998 году Баррикелло остался в Stewart, но ничего значительного добиться не сумел: шесть финишей, два блеклых пятых места, четыре очка, двенадцатое итоговое место. Весь сезон Рубиньо преследовали слухи о возможом переходе в Ferrari, Williams или McLaren, но бразилец уже выработал умение им сопротивляться. На следующий год он снова остался в Stewart.

Сезон'99 возможно стал одним из самых ярких в карьере Баррикелло. Наконец-то у него появилась вполне конкурентноспособная машина, способная на равных сражаться с Jordan, а иногда и McLaren с Ferrari. Несколько раз на протяжении сезона он был близок к победе, но всякий раз удача в последний момент отворачивалась от него. Во Франции Stewart Рубенса в безумной дождевой квалификации завоевывает поул, но сама гонка не сложилась, хотя третье место тоже можно назвать успехом. На Гран-При Европы в Нюрнбурге после схода лидировавших Хайнца-Харальда Френтцена и Дэвида Култхарда бразилец вновь мог добыть победу, но неправильный выбор резины оставил Баррикелло только на третьем месте. А гонку выиграл другой гонщик Stewart - Джонни Херберт, принеся таким образом шотландской команде первую и единственную победу. В конце сезона Баррикелло получает-таки приглашение от Ferrari стать на следующий год партнером М. Шумахера и принимает его. Ferrari и Stewart/Jaguar проводят обмен: из "красной конюшни" к Джеки Стюарту переходит Ирвайн, неудовлетворившийся ролью второго пилота за спиной Шумахера. Теперь вторым пилотом предстояло стать Рубенсу.

Несмотря на то, что перед началом сезонов и 2000, и 2001 годов Баррикелло неоднократно повторял, что он не является вторым пилотом Ferrari, что он и Шумахер имеют равные возможности и находятся в равных условиях, действительность всякий раз это опровергала. Возможно поэтому последние два сезона стали не такими яркими для Рубиньо, как некоторые передыдущие. Да, он постоянно был на виду, постоянно квалифицировался высоко и набирал очки, но припомнить что-то выдающееся из этих сезонов представляется довольно трудным. Кроме, конечно, третьего в карьере дождевого поула в Великобритании'2000 и долгожданной блестящей победы в Германии в том же году. В Германии Рубенс квалифицировался только 18-ым (лишь дважды за всю карьеру Баррикелло квалифицировался еще хуже), но в гонке все пошло совсем по-другому. Рубенс с самого начала стал стремительно пробиваться вперед и уже на 15-ом круге шел на третьем месте. Выбежавший на трассу зритель и выпущенный вслед за этим пейс-кар позволили Рубиньо вплотную приблизиться к лидерам. А уже в самом конце гонки, когда на Хоккенхайм обрушился дождь, Баррикелло принял единственно правильное решение - оставаться на трассе на сухой резине. Именно это решение и принесло ему победу, такую долгожданную первую победу в карьере!

Обращаясь к сухому языку статистики, необходимо вспомнить, что 2000 год Баррикелло закончил на четвертом месте с 62 очками, 2001 - на третьем с 56, а 2002 - на втором с 77. Сезон-2003 Рубенс вновь проведет за Ferrari и вновь - будет вторым пилотом.

В 2003 году бразилец занял четвертое место в чемпионате, одержав две победы в Сильверстоуне и Сузуке. Причем обе эти победы были крайне важны для Ferrari. В Великобритании Рубенс показал соперникам, что не стоит сбрасывать итальянскую команду со счетов, а в Японии, благодаря победе Рубенса, коллектив из Маранелло завоевал Кубок конструкторов.

Сезон 2004 года можно назвать самым успешным в карьере Баррикелло. Ferrari доминировала в чемпионате, что позволило Рубенсу практически в каждой гонке подниматься на подиум (12 раз из 18 гонок) и одержать две победы, став первым победителем первого в истории Гран При Китая. В 2005 году результаты бразильца резко пошли вниз. В первую очередь это связано с неудачным шасси F2005 и такими же неудачными покрышками Bridgestone. В это же время Баррикелло подписывает контракт с командой BAR-Honda и по окончании сезона, покидает Италию.

В конце сезона 2004 года Рубенс делает заявление, что в следующем сезоне будет бороться за чемпионский титул, что бы ему это не стоило. Вполне понятна позиция гонщика, вечно остающийся на вторых ролях. Очень обидно смотреть, когда твой напарник по команде "штампует" один чемпионат за другим, а ты остаешься всего лишь статистом, хотя и работаешь с такой же машиной.

Сезон 2005 года Рубенс занимает 8 место в чемпионате пилотов и принимает решение покинуть итальянскую команду Ferrari. Пилот переход в другую команду - Honda, и его напарником становится звезда английского автоспорта Дженсон Баттон.

Возможно, что в 2006 году у Баррикелло будет шанс, которого он ждал практически всю свою карьеру – побороть Михаэля Шумахера. Удастся ли ему это сделать, покажет время.

Информация с сайта о желтых машинах

Карьера гонщика

1981-1989: первые шаги в картинге
1990: Формула Ваксхолл, 11 место
1991: Чемпион Британской Формулы-3
1992: Формула 3000, 3 место
1993: Формула-1 (Jordan), 9 место с 2 очками
1994: Формула-1 (Jordan) 6 место с 19 очками
1995: Формула-1 (Jordan) 11 место с 11 очками
1996: Формула-1 (Jordan) 8 место с 14 очками
1997: Формула-1 (Stewart) 14 место с 6 очками
1998: Формула-1 (Stewart) 12 место с 4 очками
1999: Формула-1 (Stewart) 7 место с 21 очками
2000: Формула-1 (Ferrari) 4 место с 64 очками
2001: Формула-1 (Ferrari) 3 место с 56 очками
2002: Формула-1 (Ferrari) 2 место с 77 очками
2003: Формула-1 (Ferrari) 4 место с 65 очками
2004: Формула-1 (Ferrari) 2 место с 114 очками
2005: Формула-1 (Ferrari) 8 место с 38 очками

©Окулин Максим, 2002; ©Авторские права

Hosted by uCoz